Среди многочисленных педагогов, прославивших землю Российскую, заботившихся об образовании и воспитании сельских детей, о развитии сельских школ, выделяется одно имя – Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) - великий педагог. Он родился в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии и преподавал в созданной им татевской школе (ныне – Оленинский район Тверской области).
К сожалению, сегодня об этом человеке знают совсем немного. Только в последнее время стали о нём вспоминать и устраивать конференции, говорить и писать статьи. Появилась некоторая информация в Интернете.
Слишком много сегодня проблем стоит перед нашим обществом, среди которых можно выделить одну – особо острую и серьёзную – закрытие сельских школ как «неэффективных». Происходит это, кажется, впервые со времён появления этих самых школ на земле российской. Новые стандарты и требования к сельским школам, к количеству обучаемых детей, к квалификации преподавателей ведут, практически, к уничтожению наших деревень.
Об этих и других проблемах шел разговор на конференции «Школа Рачинского», организованной в этом году 21 ноября на базе ГБП ОУ «Старицкий колледж», на которую съехались представители педагогических колледжей Калязина, Бежецка, Торжка и Твери.
Работа конференции была разбита на два блока. В первой части, посвященной теме «Орлята России», выступили директор ЦРТ ДМ ТО Казакова М.Н., региональный координатор РДШ Радчук Н.А. и заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ №38 Степук И.А.А. В перерыве между блоками участники конференции с помощью преподавателя колледжа и краеведа Шиткова А.В. познакомились с историей колледжа и богатой на события историей нашего города.
После обеда в Свято-Успенском монастыре «Школа Рачинского» продолжила свою работу. Во втором блоке, посвященной «Вожатским практикам», выступили руководитель педагогического направления ЦФО МООО «РСО», руководитель Тверского регионального отделения МООО «РСО» Михайлова М.В. и Ходанкова А.С. – главный специалист отдела общей организации мероприятий ЦРТ ДМ ТО. После завершения работы конференции участникам были вручены сертификаты.
Задачи, которые решались в школе Рачинским и его учениками, имели социально-педагогический характер, а «песни, природа, живопись служили лишь эстетическими средствами для достижения поставленной цели – сформировать из крестьянских детей грамотных, социально-активных граждан». И большую роль в достижении этой цели играли путешествия.
Как может родиться любовь к России?
Эта любовь рождается и развивается из малого – из любви к своему селу, городу, району, краю, к своим родным местам. Перед школой всегда стояла и стоит важная задача – изучение родного края. Осуществляться это должно не только по книгам, но и посредством пешеходных походов по родному краю, позволяющих изучить свой край и узнать его историю, исторические и культурные памятники, флору и фауну. Таким образом, походы – это прекрасная школа жизни и способ становления личности каждого ребенка.
Рачинский Сергей Александрович – истинный патриот нашей Родины, и наш долг – не только помнить этого педагога, но и увековечить его имя, сделав так, чтобы как можно большее количество наших соотечественников узнали об этом великом педагоге и человеке.
Пресс-центр Старицкого колледжа